Термин «панельные исследования» пришел к нам из американской юриспруденции, в которой словом «панель» обозначается список присяжных заседателей. В исследованиях по маркетингу под панелью понимают перечень постоянных покупателей (или клиентов компании), с которыми по предварительной договоренности проводятся регулярные беседы по заранее разработанным схемам.

Как фиксируются результаты работы:

ПМИ - схема

ПМИ — схема

  • специальные опросные листы;
  • заранее разработанные формы;
  • таблицы;
  • дневники и т. д.

В связи с тем, что опросы покупателей (либо других субъектов) занимают обычно от нескольких месяцев до нескольких лет, панельные исследования называют нередко наблюдениями. Другими словами, есть панели, называемые постоянными.

Кто может быть объектом наблюдения при проведении панельных исследований:

  • семьи;
  • группы индивидуальных потребителей;
  • домашние хозяйства;
  • промышленные предприятия;
  • торговые компании (оптовые базы, организации, розничные магазины, автомобильные магазины);
  • эксперты.

Разумеется, состав панели определяет непосредственно характер данных, которые предполагается получить в процессе наблюдения. При этом достоверность и точно данной информации определяет во многом общее число объектов исследования.

Важно: если речь идет о панели потребительской, количество объектов наблюдения может быть достаточно (к примеру, американская фирма NFO Research , Inc . создала потребительскую панель из 450 тысяч домохозяйств). В свою очередь промышленные, экспертные и торговые панели такими большими быть не могут, что, конечно, ведет к снижению затрат на их формирование и дальнейшее наблюдение за ними.

По своим характеристикам все эти панели — абсолютно различные объекты, и подходы к определению их численного состава похожими быть не могут.

Как снимается информация с панелей:

ПМИ - таблица

ПМИ — таблица

  • непрерывно — все сведения сами участник каждый день заносят в дневники по заранее установленной форме, и в последующем с определенными промежутками времени передают их исследователям, которые осуществляют обработку и анализ;
  • эпизодически – в этом случае съем данных интервьюеры проводят в оговоренные сроки (к примеру, в каждую пятницу месяца или квартала) – они заполняют специальные опросные листы в ходе бесед с респондентами.

Зависимость типа информации от методов исследования

С помощью панельных исследований, посредством описанных методов (традиционных опросов с использованием опросных листов, анкетирования и пр.), в основном, получают количественную информацию, которую обрабатывают через процедуры упорядочения (вычислений, классификации и др.), и это дает возможность приходить к различным производным показателям, подробно освещающим изучаемые процессы, явления, объекты и т. п.

Кроме того, получить качественную информацию можно также и при использовании этих методов, к примеру, с помощью включения в опросные листы либо анкеты открытых вопросов, однако в значительно меньшем объеме. Так что рассмотренные методы предназначены в большей степени именно для получения количественных данных.

Чтобы получить качественную информацию по итогам панельного исследования, применяются следующие методы:

  • интервью (глубокие опросы);
  • фокус-группы;
  • способ проецирования;
  • наблюдение.

Кто создает панели для исследований?

Обычно этим занимаются серьезные исследовательские институты, крупные консультационные фирмы, достаточно большие торговые и производственные предприятия. Нередко панели создают также и государственные статистические органы.