Конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночной системы за лучшие условия купли/продажи, а также условий производства. Подобная борьба неизбежна и возникает вследствие объективных факторов: хозяйственной обособленностью субъектов и желанием выиграть самый большой доход.

Конкуренция может иметь место исключительно при определенном положении на рынке.

Разновидность конкуренции определяется некоторыми параметрами состояния рынка, основные среди которых это:

  • количество поставщиков
  • свобода вхождения фирмы на рынок
  • разнообразие товаров
  • участие предприятий в контроле цен

Учитывая состояние рынка, можно выделить следующие основные виды конкуренции:

Конкуренция товаров

Конкуренция товаров

  • свободная (совершенная) конкуренция
  • несовершенная конкуренция
  • регулируемая конкуренция

Учитывая методы соперничества, конкуренция делится на:

  • ценовую
  •  неценовую

Свободная и ценовая конкуренция являются классическими формами рыночного соперничества. Свободная конкуренция предполагает отсутствие ограничения доступа на рынок, а также простой выход из него. Такая особенность позволяет каждому желающему стать заняться предпринимательской деятельностью. Однако, в любом виде конкуренции в той или иной степени должны соблюдаться гласные и негласные правила рыночного противостояния.

Конкурентную среду,  определяют рыночные признаки. Естественно, что конкуренции свойственны выигрыши и проигрыши, а также селекция лидеров и менее успешных участников рынка. Для рынка главным является ценовой признак, который считается универсальным. Однако на реальном рынке главным признаком может также быть интеллектуальный, социальный или экономический.