Рынок имеет много как позитивных, так и негативных черт. Одной из негативных является то, что он порождает монополии в экономической системе.

Монополистические тенденции проявляются на всех этапах развития рыночных процессов, но становятся губительными только в XIX в..

Монополия — это

Слайд монополия

Слайд монополия

отдельные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определённого вида и таким образом занимают моноп. положение, влияют на процесс ценообразования и получают более высокие доходы.

Занятие монополистического положения является желанным для каждого предприятия и предпринимателя, потому как позволяет избежать целого ряда проблем и опасности, связанных с конкуренцией; занять привилегированную позицию на рынке; оказывать влияние на других участников рынка, навязывая им свои условия.

Существует три вида монополий:

  • Природная  возникает по объективным причинам. Она существует, когда спрос на определённый товар или услуги наилучшим образом удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Тут конкуренция невозможна.
  • Например: энергообеспечение, телефонные услуги, связь и так далее. В этих отраслях существует ограниченное количество монополий, и поэтому они занимают моноп. положение на рынке.
  • Административная  возникает вследствие действия государственных органов. Например, предоставление отдельным фирмам исключительного права на занятие определённого рода деятельностью.
  • Например: в начале XVII в. голландской и английской компаниям государством было предоставлено право (исключительное) на торговлю с Индией. Это было объединение государственных учреждений и подчинение их министерству. По сути, это — моноп. экономика, которая была в СССР.
  • Экономическая — самая распространённая. Она возникает на основании закономерного хозяйственного развития, когда предприниматели сумели завоевать моноп. положение на рынке благодаря успешному развитию предприятия.